Доклад

О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017 ГОД

Заключение

Пленарное заседание ОП РФ, декабрь 2017 года
ОП РФ

Стабильное, поступательное развитие нашей страны в XXI веке невозможно без укрепления гражданского общества. Образ успешного будущего нашей страны формируется во взаимодействии гражданского общества и государства. Оно может принимать формы взаимоуважительного диалога, но чаще – это зона борьбы интересов.

И это абсолютно естественно, ведь гражданское общество – почти всегда конфликтная среда, а неравнодушие подразумевает критику, дискуссии, конфликты. Гражданские инициативы чаще всего зарождаются в противостоянии и борьбе – в борьбе за свои права, права родных, близких или знакомых, борьбе с несправедливостью и безнаказанностью. На самом деле конфликт – естественный процесс для любого живого и развивающегося социального организма.

Без гражданского общества государство быстро превращается в «вещь в себе», действующую исключительно в интересах бюрократической корпорации. И задача гражданского общества – держать власть в тонусе, не допускать «бюрократического затишья», в котором реальные проблемы людей затушевываются и годами не решаются, прячутся за высокими, но пустыми словами о «стабильности» и «патриотизме». Содержательная гражданская активность, давление гражданского общества на власть никогда не являются работой против государства – напротив, это фундамент социальной стабильности. Так общественный контроль усиливает государственные институты, ведь нерадивый чиновник – не есть государство.

Уметь видеть в критике не только конфликт, но и возможность найти новое, устраивающее заинтересованные стороны решение проблем – важный навык, который необходим для всех сторон общественной полемики.

Институты гражданского общества являются важнейшим инструментом переустройства общества. Там, где есть ячейки гражданской самоорганизации, появляются новые культурные и общественные пространства. Локальная активность выливается в формирование сплоченного местного сообщества и новой идентичности.

И неслучайно, что в регионах, где налажен диалог, где власть регулярно общается с самыми неудобными, «колючими» активистами, есть поступательное развитие и реальная консолидация в достижении общих целей. Там, где общественное поле зачищено, в любой момент может возникнуть социальное напряжение, развивающееся по непредсказуемому сценарию.

Общественная палата Российской Федерации видит свою миссию в том, чтобы способствовать укреплению институтов гражданского общества как институтов демократии и обратной связи общества и власти.

Удобной площадкой диалога и консолидации должны стать региональные общественные палаты. Для этого нужно, чтобы в их работе участвовали как представители всех гражданских инициатив региона, в том числе критически настроенных к власти, так и региональные власти.

Общественные советы при федеральных и региональных органах власти также переформатируются сейчас для того, чтобы транслировать в ведомства народную повестку, обсуждать реальные проблемы людей, не замыкаться в узкопрофессиональных ведомственных сюжетах.

Сегодня в России все больше неравнодушных граждан и НКО помогают социально незащищенным группам: больным детям, обитателям домов престарелых и детских домов, обездоленным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Из подобной гражданской активности, ориентированной на совместные содержательные действия и реализацию общей цели, рождается новая солидарность. Пока мы все еще находимся на пути строительства и восстановления значимости солидарности как социальной практики и ценности.

Это здорово, но есть более глобальная проблема бедности людей, которые работают, но не получают достойной заработной платы за свой труд. В России сложился очень высокий уровень неравенства в доходах и неравенства в доступе к социальным и культурным благам. В обществе ярко выраженный общественный запрос на справедливость. Эти проблемы Общественная палата Российской Федерации считает приоритетными, но решение возможно только при активном участии гражданского общества, способного инициировать широкую дискуссию.

Говоря о развитии благотворительности, необходимо подчеркнуть, что россиянам важно знать, что их пожертвования направляются по назначению, на помощь нуждающимся. Для этого благотворительным фондам нужно объединяться и становиться более открытыми. Только так можно противостоять различным лжеактивистам, лжеконтролерам и псевдоблаготворителям, которые чутко уловили возросший запрос на участие общества в решении актуальных проблем и используют его в корыстных интересах. Также в других сферах общественной деятельности должно прийти четкое понимание, что никакая активность, даже руководствующаяся самыми благими намерениями, не должна преступать рамки закона.

В третьем секторе законодательная неструктурированность приводит к тому, что под маской НКО действует множество различных объединений, по сути, не имеющих никакого отношения к гражданской самоорганизации. Это затрудняет государственную поддержку настоящих НКО, сужает возможности для программ адресной поддержки, приводит к избыточной и часто никому не нужной отчетности, лишая общество необходимой информационной прозрачности. Очевидно, что пришло время навести порядок в законодательстве и статистике третьего сектора, провести понятную и четкую грань между разными типами НКО.

Традиционно сильное государство в России абсолютно необходимо для поддержания единства этнокультурно, экономически и социально многообразного пространства. В признании этого сегодня сходятся все основные общественно-политические силы страны. Без власти нет государства, а без сильного государства нет страны. Это аксиома, осознание которой досталось нашей стране очень дорого 100 лет назад – ценой крушения государственности и гражданской войны. Главный вывод из событий 1917 года для нас сегодня такой: можно и нужно бороться с конкретными злоупотреблениями и несправедливостью, с бюрократией и отдельными чиновниками, но поступательное движение возможно только путем споров, конфликтов, кропотливой, нудной и въедливой работы, медленно, постепенно меняющих устройство государственных институтов и мировоззрение граждан. Иного пути у нас нет.