Гражданское общество будущего
Общественная палата Российской Федерации видит в числе своих приоритетных задач борьбу с бедностью.
Россия – самая богатая страна в мире по территории и по объему природных ресурсов * . При этом, согласно данным Росстата, 21,1 млн россиян (14,4 % населения) имеют доходы ниже величины прожиточного минимума * и 12,1 млн россиян (16,8 % трудоспособного населения) являются «работающими бедными» * . У черты бедности находятся 93 % работников сельского хозяйства; 93 % работников легкой промышленности; 87 % работников образования; 85 % работников здравоохранения; 83 % работников сферы коммунальных, социальных и прочих услуг, включая культуру и спорт * . Сегодня 80 % всех бедных в России – это семьи с 2–3 детьми * .
40 % россиян говорят, что денег им хватает только на еду * . Есть опасения, что цифры еще выше, если учитывать, что люди предпочитают давать социально одобряемые ответы и стыдятся своей необеспеченности.
В российском обществе стал более чем актуальным запрос на справедливость, честность и уважение, говорят социологи * . Это очень важно: в благополучные времена люди не обращают особого внимания на эти ценности, но всегда замечают их недостаточность и отсутствие в периоды спада и кризиса * .
Сегодня 61 % россиян говорит, что современное российское общество устроено несправедливо.
По их мнению, несправедливость проявляется в социальном неравенстве, несправедливом распределении доходов (16 %) * , низком уровне жизни (9 %), коррупции, воровстве, безнаказанности коррупционеров (5 %), отсутствии заботы о людях (4 %), отсутствии законности (4 %) * .
Средняя заработная плата россиянина до вычета всех налогов составляет 38 083 рубля * (что ниже, чем в Сербии, Румынии, Китае и Польше * ) и рассчитывается как среднее между заработной платой топ-менеджера в госкорпорации и, условно, почтальона. Между суммами заработных плат – многократный разрыв, и такие разрывы повсюду.
Пример: соотношение зарплат ректоров вузов и научно-педагогических работников. Почему младшие научные сотрудники или начинающие преподаватели получают по 7 тыс. рублей в месяц, а некоторые ректоры – миллионы? Результат такой несправедливости очевиден: молодые сотрудники не видят для себя перспектив в системе науки и образования, вымывается слой перспективных ученых и педагогов, теряется конкурентоспособность вузов, в целом система высшей школы России остается в кризисном состоянии, не обеспечивает страну квалифицированными кадрами * .
Или разрыв между заработными платами в бизнесе и в бюджетной сфере. Почему человек, который выбрал служение обществу, стал учителем, врачом, социальным работником, для получения всего лишь средней по региону заработной платы вынужден брать на себя огромные нагрузки (в том числе по бумажной отчетности * ), работать в нескольких местах, брать дополнительные лекционные часы? *
Или разрыв между заработными платами в субъектах Российской Федерации и Москве. Вместо того, чтобы получать достойную заработную плату в своих регионах и развивать их, людям приходится «срываться» с места и ехать за лучшей жизнью в столицу, где даже продавец в супермаркете может получать больше учителя или врача в регионе.
Аналогичная ситуация складывается и внутри регионов, где налицо огромный разрыв между уровнем жизни в городе и в селе.
Развитие сельских территорий
Селам достается лишь 10 % от государственного финансирования, выделяемого на
Официально в качестве базового показателя в сельском хозяйстве установлена заработная плата на уровне 55 % от средней по экономике страны * , и это неизбежно приводит к экономической миграции из сел в города * . Итог: 2 267,9 тыс. домовладений заброшены (это 12 % от общего количества) * .
Все эти противоречия и проблемы, социальные дистанции и имущественные диспропорции порождают несправедливость, которая, в свою очередь, вызывает общественное напряжение.
Общественная палата Российской Федерации запустила интернет-опрос жителей страны об их отношении к бедности и социальному неравенству, на основании которого предлагается создать систему защиты интересов наиболее уязвимых слоев населения. Согласно первым итогам опроса, россияне считают порогом бедности ежемесячный доход в 20 тыс. рублей.
Общественная палата Российской Федерации считает, что преодоление бедности и социальной несправедливости должно вестись по различным направлениям.
Общественная палата Российской Федерации предлагает создать систему по предотвращению или смягчению последствий основных социальных рисков, которые снижают уровень доходов граждан. Для этого на региональном уровне можно провести инвентаризацию и последующую оптимизацию систем мер социальной поддержки.
Среди возможных мер сокращения бедности – переориентация существующей категориальной системы социальной поддержки в сторону адресности (в том числе, например, через введение
Сохранение сел через государственную поддержку фермеров и сельской кооперации
Недостаточно активное развитие системы мер поддержки фермеров и сельской кооперации также выталкивает жителей из сел. Крупным агрохолдингам сегодня достается до 98 % кредитных ресурсов и субсидий, в целом предоставляемых государством селу * .
В результате произошло «раскрестьянивание» сельского жителя: у него нет ни земли (сегодня 81,5 % посевных площадей контролируются 0,113 % сельскохозяйственных организаций * ), ни личного подсобного хозяйства (у 27,7 % сельских жителей) * .
Агрохолдинги зачастую не решают социальных проблем * , не заботятся о плодородии почв * и не возрождают села. Это делают обычные фермеры, живущие и работающие на своей земле. Именно они являются пусть мелкими, но самыми мотивированными инвесторами в социальное развитие своего
села * . Только один пример: проект «Помним.Гордимся.Наследуем.» * фермерского хозяйства «Теплый стан» А. В. Шипулина на хуторе Восточный Ленинградского района Краснодарского края. Жители хутора в 2010 году создали кооператив и аккумулируя собственные средства и бюджетные субсидии, газифицировали хутор, восстановили детский сад и клуб, спасли от «оптимизации» неполную среднюю школу, создали пастбище для развития животноводства в подсобных хозяйствах.Государству стоит пересмотреть систему мер поддержки села в пользу малых форм хозяйствования и «сделать значительный шаг вперед по развитию предпринимательства на селе» * .
Одним из инструментов решения проблемы низкого уровня дохода селян может стать создание сельских коопераций, но людям не хватает знаний. Поэтому Общественная палата Российской Федерации предлагает на своей площадке провести всероссийский семинар на эту тему, а также проводить такие мероприятия в рамках форумов «Сообщество».
Также Общественная палата Российской Федерации считает, что необходимо способствовать повышению престижа сельской жизни и выводить проблемы села на новый уровень. Например, в 2018 году с этой целью планируется провести конкурс «Добрые дела родного села».
Только это поможет возродить села и улучшить качество жизни тех, кто там живет.
Имущественное неравенство порождает неравенство в других сферах. На протяжении года Общественная палата Российской Федерации привлекала внимание представителей власти различного уровня к проблемам аварийного жилья, нарушения прав добросовестных приобретателей, отсутствия равного доступа к качественным социальным услугам и социально значимой инфраструктуре в сферах образования, здравоохранения, спорта и культуры.
159 тыс. россиян продолжают жить в ветхом и аварийном жилье. Есть те, кто оказался обладателем так называемого нового аварийного жилья, к которому относится около 32 % новостроек * . Серьезную обеспокоенность также вызывают завершение программы переселения из аварийного жилья с участием средств федерального бюджета и отсутствие конкретных предложений по формированию постоянно действующего механизма переселения из жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года * . Общественная палата Российской Федерации и региональные общественные палаты неоднократно привлекали внимание к данной проблеме на своих площадках.
Также в 2017 году актуальной оставалась тема защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости. Общественная палата Российской Федерации продолжила обсуждение этого вопроса, проведя «нулевое чтение» проекта Федерального закона N 243975-7 «О внесении изменений в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)». Общественная палата Российской Федерации отметила необходимость полного искоренения практики изъятия недвижимого имущества у добросовестных приобретателей, ставших собственниками на возмездном основании. Преодоление негативных тенденций в судебной практике в этой части позволило бы повысить значимость конституционных норм о равной защите всех форм собственности. Совершенствование правовых механизмов защиты прав добросовестных приобретателей необходимо начинать с создания условий, обеспечивающих достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Реализация механизмов ответственности позволит устранить благоприятную среду для незаконного вовлечения в оборот недвижимости.
Все острее становится проблема отсутствия равного доступа к качественным социальным услугам и социально значимой инфраструктуре. В первую очередь это связано с низкой обеспеченностью социальной, медицинской и образовательной инфраструктурой отдаленных территорий, а также с сохранением старой системы, когда доступ к получению социальных услуг был возможен только по месту постоянной регистрации гражданина.
Так, например, Общественная палата Российской Федерации столкнулась с проблемой отказа
*
со стороны отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в получении пенсии по инвалидности по причине отсутствия у потенциальных получателей постоянной регистрации
*
. Общественная палата Российской Федерации занялась данным
Широкий резонанс вызывают вопиющие случаи равнодушия и беззакония, когда человек может умереть в очереди к врачу в поликлинике, онкобольному ребенку могут запретить посещать школу * .
Одной из самых незащищенных групп остаются люди
с инвалидностью. Несмотря на поставленную государством задачу обеспечения инклюзии, негласные отказы учебных заведений в обучении детей с инвалидностью не исчезают. Перед ребенком-инвалидом закрывают двери лагерь или парк аттракционов
Работодатели также не спешат трудоустраивать инвалидов: лишь 25 % инвалидов трудоспособного возраста трудоустроены * . Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поставило задачу увеличить этот показатель. В частности, 1–3 декабря 2017 года прошел III Национальный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс Проф», площадка, где встречаются представители бизнеса и потенциальные соискатели * .
Общественная палата Российской Федерации в 2017 году кардинально пересмотрела подход к решению проблем людей с инвалидностью. В фокусе внимания теперь не отдельные группы инвалидов или сферы жизни, а вся система государственной социальной поддержки инвалидов * , которая вязнет в зазорах межведомственного взаимодействия огромного количества курирующих министерств и ведомств.
Так, в Общественную палату Российской Федерации поступает огромное количество обращений и жалоб, связанных с необходимостью постоянного переосвидетельствования, непрозрачностью принятия решений при присвоении инвалидности и групп (для взрослых), хождением в течение нескольких месяцев между больницами и медико-социальной экспертизой.
Общественная палата Российской Федерации совместно с различными пациентскими сообществами (Российским центром муковисцидоза, отделениями Российского диабетического сообщества и другими) проводит исследования частоты отказов в подтверждении инвалидности и переосвидетельствований * . Промежуточным результатом можно считать согласие Министерства труда и социального развития Российской Федерации пересмотреть собственный приказ в сторону упрощения порядка присвоения инвалидности в отношении значительного количества болезней * . А 5 декабря во время встречи с представителями инвалидных общественных организаций в Российской государственной специализированной академии искусств Президент России В.В. Путин поддержал идею упрощения процедуры переосвидетельствования при определенных видах заболеваний, поставил задачу организации электронного документооборота между медицинскими учреждениями и системой медико-социальной экспертизы, а также призвал усилить общественный контроль за ее деятельностью и дал соотвествующие поручения министерствам и ведомствам * . Это означает, что значительное количество детей при наличии соответствующих диагнозов будет получать инвалидность при первичном переосвидетельствовании сразу до 18 лет, а взрослые – ту или иную группу инвалидности бессрочно * .
Если говорить о системе образования, то в целом сложилась ситуация, при которой российское бесплатное образование уже не совсем бесплатное (обязательные репетиторы, без которых не поступить в вуз, платные курсы
*
и поборы в школах
*
); бесплатная медицина тоже не совсем бесплатная (пройти полноценное обследование в поликлинике невозможно без платных анализов и услуг, а с 1 января 2018 года изменяется порядок прохождения детского медосмотра – запланировано сокращение возможных бесплатных процедур для детей, а также отменят медосмотры в детских образовательных
Крайне остро стоит проблема недоступности социальных услуг в сельской местности * : радиус доступности детского сада – 20 км, школы – 17 км, больниц – 85 км, фельдшерско-акушерских пунктов – 15 км.
Ситуация осложняется отсутствием дорог с твердым покрытием или дорогами в ужасном состоянии * , а также неотлаженной работой системы общественного транспорта: в некоторые отдаленные населенные пункты общественный транспорт не ходит вовсе * .
Качество образования в России
Современные модели образования, планирования карьеры и поиска работы не просто нуждаются в «косметическом ремонте» – необходим серьезный пересмотр образовательной парадигмы, понимание, каким будет работник будущего, чему его следует обучить, и какие навыки для обеспечения востребованности и успешности на рынке труда привить.
Другой важный вопрос – это качество социальных услуг. Например, образования. Способна ли действующая система образования обеспечить выпускникам востребованность на рынке труда будущего*?
Сегодня система образования не готовит кадры для экономики знаний, школа слабо восприимчива к необходимым изменениям, а высшее образование год от года теряет качество, хотя стало более доступным, чем раньше. В результате, 91 % работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников * .
Сложная ситуация складывается в российской науке. Проводимая на протяжении четверти века государственная научно-техническая политика была призвана обеспечить потребности ресурсно-ориентированной экономики. В соответствии с этим подходом наука не рассматривалась как ведущая производительная сила. На высшем государственном уровне неоднократно предпринимались попытки переориентировать экономику на инновационный путь развития: с начала века был принят ряд документов, направленных на это * , однако их реализация дала ограниченные результаты * .
До сих пор не решены вопросы ресурсного обеспечения науки. Имеются большие проблемы в организации научных исследований. Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы считается одной из низкоэффективных: плановые показатели достигнуты лишь на 69,6 % * .
Государственная политика по отношению к науке носит непоследовательный и противоречивый характер. Так, ликвидация академического сектора науки как системообразующего института инновационного развития не была предусмотрена никакими стратегическими документами. Реформа академического сектора науки не дала никаких улучшений, но явилась одним из факторов нарастания негативных процессов в науке, образовании, культуре.
Требует изменения не только закон «О науке и государственной научно-технической политике». Представляется, что вся законодательная система науки нуждается в существенной корректировке в плане обеспечения развития научно-технологического потенциала страны. Необходимо разработать и принять свод законов, регламентирующих все аспекты развития научно-инновационного комплекса.
Этому должны предшествовать разработка и принятие новой доктрины развития российской науки. На основе доктрины надо сформировать новую государственную научно-инновационную политику, ориентированную на достижение в долгосрочной перспективе мирового технологического лидерства.
В целом по стране снижается доступность получения населением качественных и безопасных для здоровья спортивных услуг.
Несмотря на большое число россиян, активно занимающихся спортом, количество государственных спортивных учреждений постоянно сокращается * , а система финансирования спорта государством недостаточно обоснована. Так, разница расходов на одного жителя в разных регионах более чем десятикратная. В результате часть граждан нашей страны ущемляются в реализации своего права заниматься физической культурой и спортом по месту своего проживания.
Так, в среднем на одного жителя (простого жителя, не спортсмена) в Российской Федерации по статье «физическая культура» в регионах тратится 2 881 рубль. Например, Брянская и Саратовская области, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Алтай в среднем тратят на физическую культуру для своего жителя около 500 рублей. Лидерами являются Ямало-Ненецкий автономный округ и Сахалинская область – около 13 000 рублей на одного человека. При этом закономерности по расходам и численности населения выявить не удалось. Москва – 4 500, Санкт-Петербург – 3 200, Чечня – 2 100, Татарстан – 6 800 рублей. Источник: Министерство спорта Российской Федерации *
Запрос на саморегулирование отрасли физической культуры и спорта
Происходит стремительный рост числа коммерческих спортивных организаций, в которых не осуществляется контроль качества оказываемых услуг, т.е. фактически услуги могут оказывать тренеры без профильного образования, разрешительных документов, находящиеся вне поля зрения надзорных органов власти. Кроме того, порой под видом клубов единоборств и «качалок» может происходить рекрутирование молодежи в криминальные группировки и экстремистские организации. Решение обозначенных проблем невозможно без тщательной проработки законодательного регулирования и развития саморегулирования отрасли.
Из-за отсутствия единой системы непрерывного физического воспитания * в полной мере не достигают своих целей разрозненные и нескоординированные усилия государства, граждан и общественных организаций по развитию спорта и укреплению здоровья граждан. В результате у нас:
Общественная палата Российской Федерации отмечает важность создания системы непрерывного физического воспитания * – Национальной программы физического воспитания для граждан России, которая ляжет в основу разработки приоритетного проекта.
Остается актуальной проблема доступности учреждений культуры. Далеко не у всех жителей нашей страны есть возможность посмотреть кино на большом экране, воспользоваться библиотекой или добраться до дома культуры без вызова трактора * . Все это – следствие отсутствия на федеральном уровне критериев доступности учреждений культуры * .
Кроме того, 85 % учреждений культуры сегодня финансируются из региональных бюджетов, и, к сожалению, по остаточному принципу. Весной 2017 года, впервые за последние пять лет, Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил проиндексировать гранты на культуру и искусство, список их получателей расширен. Неотложная задача – наладить работу общественного контроля в сфере культуры: необходимо четко понимать, на что идут выделяемые государством деньги, ведь в последнее время на слуху большое количество коррупционных скандалов в сфере культуры.
В целом Закон о культуре уже устарел – он ничего не регулирует и носит декларативный характер. Общественная палата Российской Федерации считает необходимым продолжить работу по обновлению этого закона.
Мониторинг доступности учреждений культуры
В 2017 году Общественная палата Российской Федерации начала вести мониторинг доступности культурных учреждений в субъектах РФ, по итогам которого будут подготовлены предложения по изменению системы финансирования учреждений культуры в регионах * .
Предварительные итоги мониторинга по 20 субъектам Российской Федерации не внушают оптимизма. Массово закрываются учреждения культуры – мы теряем то, что могли бы сохранить.
Такое положение вещей в социальной сфере препятствует обеспечению должного уровня социального комфорта * и не соответствует общепринятым нормам социальной справедливости. Вложения в интеллект, здоровье, знания и качество жизни граждан, то есть в человеческий капитал, являются главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний.
Сегодня существенно возрастает значение социальных и человеческих ресурсов в развитии страны в целом. Их мобилизация позволяет полнее и быстрее реагировать на разнообразные запросы различных слоев и групп, преодолевать бюрократические заторы, строить более органичные отношения между государством и обществом. Важно сфокусировать развитие страны на человеческое измерение, когда люди в своей повседневной жизни будут ощущать результаты больших социально-экономических и государственных (политических) перемен.
Такой подход требует качественно новой роли гражданского общества в развитии страны. Для решения новых задач необходимо взаимное и ответственное партнерство государства и гражданского общества. Именно партнерство, когда обе равноправные стороны вырабатывают общее понимание проблем, оценивают границы и возможности изменений и их последствий, берут на себя ответственность за совместно принятые решения. Такое партнерство подразумевает качественные изменения в деятельности всей системы государственных и муниципальных органов, в структурах гражданского общества. Это станет стратегическим направлением для работы Общественной палаты Российской Федерации и всего гражданского общества.