Гражданское общество будущего

на пути к социальной справедливости, доверию и солидарности

Гражданское общество будущего

Общественная палата Российской Федерации видит в числе своих приоритетных задач борьбу с бедностью.

Наталья Починок. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов НАТАЛЬЯ ПОЧИНОК:

«Проблема социальной справедливости и социального равенства остро переживается не только беднейшими слоями населения, но и вполне благополучными людьми. Это выражается в неравном доступе к социальным услугам, а также инфраструктуре.

Одной из главных причин, влияющих на существующее сегодня неравенство, является бедность. По данным Росстата, бедные и малоимущие составляют 40 % населения страны. Аналогичны и результаты исследования, проведенного Общественной палатой Российской Федерации в уходящем году. Почти половина респондентов ответила, что им хватает денег только на продукты питания, а покупка одежды для них уже затруднительна.

Социальное неравенство – системная проблема. Самые болевые точки здесь – невысокое качество услуг в сфере социального обслуживания, низкий уровень доступности социальных услуг в сельской местности, система образования, не гарантирующая выпускникам востребованность на рынке труда будущего, а также сокращение государственных спортивных учреждений и, следовательно, доступа граждан к занятиям спортом.

Крайне остро стоит проблема доступности учреждений культуры. В 2017 году Общественная палата Российской Федерации запустила мониторинг доступности культурных учреждений во всех регионах страны. На основе исследования будут подготовлены предложения по изменению системы финансирования учреждений культуры в регионах.

Есть и много других проблем, о которых нельзя молчать. Множество вопросов необходимо обсуждать публично, в том числе и на площадке Общественной палаты, но самое главное – эффективно их решать.

Социальная политика государства должна быть нацелена на последовательное смягчение и дальнейшее снятие неравенства в современном российском обществе. Ее ключевой приоритет – развитие человеческого капитала».

Россия – самая богатая страна в мире по территории и по объему природных ресурсов * . При этом, согласно данным Росстата, 21,1 млн россиян (14,4 % населения) имеют доходы ниже величины прожиточного минимума * и 12,1 млн россиян (16,8 % трудоспособного населения) являются «работающими бедными» * . У черты бедности находятся 93 % работников сельского хозяйства; 93 % работников легкой промышленности; 87 % работников образования; 85 % работников здравоохранения; 83 % работников сферы коммунальных, социальных и прочих услуг, включая культуру и спорт * . Сегодня 80 % всех бедных в России – это семьи с 2–3 детьми * .

40 % россиян говорят, что денег им хватает только на еду * . Есть опасения, что цифры еще выше, если учитывать, что люди предпочитают давать социально одобряемые ответы и стыдятся своей необеспеченности.

*

В российском обществе стал более чем актуальным запрос на справедливость, честность и уважение, говорят социологи * . Это очень важно: в благополучные времена люди не обращают особого внимания на эти ценности, но всегда замечают их недостаточность и отсутствие в периоды спада и кризиса * .

Сегодня 61 % россиян говорит, что современное российское общество устроено несправедливо.

По их мнению, несправедливость проявляется в социальном неравенстве, несправедливом распределении доходов (16 %) * , низком уровне жизни (9 %), коррупции, воровстве, безнаказанности коррупционеров (5 %), отсутствии заботы о людях (4 %), отсутствии законности (4 %) * .

Средняя заработная плата россиянина до вычета всех налогов составляет 38 083 рубля * (что ниже, чем в Сербии, Румынии, Китае и Польше * ) и рассчитывается как среднее между заработной платой топ-менеджера в госкорпорации и, условно, почтальона. Между суммами заработных плат – многократный разрыв, и такие разрывы повсюду.

Пример: соотношение зарплат ректоров вузов и научно-педагогических работников. Почему младшие научные сотрудники или начинающие преподаватели получают по 7 тыс. рублей в месяц, а некоторые ректоры – миллионы? Результат такой несправедливости очевиден: молодые сотрудники не видят для себя перспектив в системе науки и образования, вымывается слой перспективных ученых и педагогов, теряется конкурентоспособность вузов, в целом система высшей школы России остается в кризисном состоянии, не обеспечивает страну квалифицированными кадрами * .

Или разрыв между заработными платами в бизнесе и в бюджетной сфере. Почему человек, который выбрал служение обществу, стал учителем, врачом, социальным работником, для получения всего лишь средней по региону заработной платы вынужден брать на себя огромные нагрузки (в том числе по бумажной отчетности * ), работать в нескольких местах, брать дополнительные лекционные часы? *

Или разрыв между заработными платами в субъектах Российской Федерации и Москве. Вместо того, чтобы получать достойную заработную плату в своих регионах и развивать их, людям приходится «срываться» с места и ехать за лучшей жизнью в столицу, где даже продавец в супермаркете может получать больше учителя или врача в регионе.

Аналогичная ситуация складывается и внутри регионов, где налицо огромный разрыв между уровнем жизни в городе и в селе.

Развитие сельских территорий

Секция «Живое село», форум «Сообщество»
ОП РФ

Селам достается лишь 10 % от государственного финансирования, выделяемого на регион * , а их развитие в рамках госпрограмм происходит без учета местной специфики, ресурсов и мнения граждан, что вовсе не способствует устойчивому развитию сельских территорий.

Официально в качестве базового показателя в сельском хозяйстве установлена заработная плата на уровне 55 % от средней по экономике страны * , и это неизбежно приводит к экономической миграции из сел в города * . Итог: 2 267,9 тыс. домовладений заброшены (это 12 % от общего количества) * .

Все эти противоречия и проблемы, социальные дистанции и имущественные диспропорции порождают несправедливость, которая, в свою очередь, вызывает общественное напряжение.

Общественная палата Российской Федерации запустила интернет-опрос жителей страны об их отношении к бедности и социальному неравенству, на основании которого предлагается создать систему защиты интересов наиболее уязвимых слоев населения. Согласно первым итогам опроса, россияне считают порогом бедности ежемесячный доход в 20 тыс. рублей.

Общественная палата Российской Федерации считает, что преодоление бедности и социальной несправедливости должно вестись по различным направлениям.

Общественная палата Российской Федерации предлагает создать систему по предотвращению или смягчению последствий основных социальных рисков, которые снижают уровень доходов граждан. Для этого на региональном уровне можно провести инвентаризацию и последующую оптимизацию систем мер социальной поддержки.

Среди возможных мер сокращения бедности – переориентация существующей категориальной системы социальной поддержки в сторону адресности (в том числе, например, через введение продуктовых карточек), введение универсального пособия для малоимущих, закрепление на законодательном уровне допустимых соотношений между заработной платой рядовых сотрудников и руководства предприятий и организаций, контролируемых государством.

Сохранение сел через государственную поддержку фермеров и сельской кооперации

Недостаточно активное развитие системы мер поддержки фермеров и сельской кооперации также выталкивает жителей из сел. Крупным агрохолдингам сегодня достается до 98 % кредитных ресурсов и субсидий, в целом предоставляемых государством селу * .

В результате произошло «раскрестьянивание» сельского жителя: у него нет ни земли (сегодня 81,5 % посевных площадей контролируются 0,113 % сельскохозяйственных организаций * ), ни личного подсобного хозяйства (у 27,7 % сельских жителей) * .

Агрохолдинги зачастую не решают социальных проблем * , не заботятся о плодородии почв * и не возрождают села. Это делают обычные фермеры, живущие и работающие на своей земле. Именно они являются пусть мелкими, но самыми мотивированными инвесторами в социальное развитие своего села * . Только один пример: проект «Помним.Гордимся.Наследуем.» * фермерского хозяйства «Теплый стан» А. В. Шипулина на хуторе Восточный Ленинградского района Краснодарского края. Жители хутора в 2010 году создали кооператив и аккумулируя собственные средства и бюджетные субсидии, газифицировали хутор, восстановили детский сад и клуб, спасли от «оптимизации» неполную среднюю школу, создали пастбище для развития животноводства в подсобных хозяйствах.

Государству стоит пересмотреть систему мер поддержки села в пользу малых форм хозяйствования и «сделать значительный шаг вперед по развитию предпринимательства на селе» * .

Одним из инструментов решения проблемы низкого уровня дохода селян может стать создание сельских коопераций, но людям не хватает знаний. Поэтому Общественная палата Российской Федерации предлагает на своей площадке провести всероссийский семинар на эту тему, а также проводить такие мероприятия в рамках форумов «Сообщество».

Также Общественная палата Российской Федерации считает, что необходимо способствовать повышению престижа сельской жизни и выводить проблемы села на новый уровень. Например, в 2018 году с этой целью планируется провести конкурс «Добрые дела родного села».

Только это поможет возродить села и улучшить качество жизни тех, кто там живет.

Имущественное неравенство порождает неравенство в других сферах. На протяжении года Общественная палата Российской Федерации привлекала внимание представителей власти различного уровня к проблемам аварийного жилья, нарушения прав добросовестных приобретателей, отсутствия равного доступа к качественным социальным услугам и социально значимой инфраструктуре в сферах образования, здравоохранения, спорта и культуры.

159 тыс. россиян продолжают жить в ветхом и аварийном жилье. Есть те, кто оказался обладателем так называемого нового аварийного жилья, к которому относится около 32 % новостроек * . Серьезную обеспокоенность также вызывают завершение программы переселения из аварийного жилья с участием средств федерального бюджета и отсутствие конкретных предложений по формированию постоянно действующего механизма переселения из жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года * . Общественная палата Российской Федерации и региональные общественные палаты неоднократно привлекали внимание к данной проблеме на своих площадках.

Также в 2017 году актуальной оставалась тема защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости. Общественная палата Российской Федерации продолжила обсуждение этого вопроса, проведя «нулевое чтение» проекта Федерального закона N 243975-7 «О внесении изменений в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)». Общественная палата Российской Федерации отметила необходимость полного искоренения практики изъятия недвижимого имущества у добросовестных приобретателей, ставших собственниками на возмездном основании. Преодоление негативных тенденций в судебной практике в этой части позволило бы повысить значимость конституционных норм о равной защите всех форм собственности. Совершенствование правовых механизмов защиты прав добросовестных приобретателей необходимо начинать с создания условий, обеспечивающих достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Реализация механизмов ответственности позволит устранить благоприятную среду для незаконного вовлечения в оборот недвижимости.

Екатерина Курбангалеева. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов ЕКАТЕРИНА КУРБАНГАЛЕЕВА:

«Общественная палата Российской Федерации по инициативе Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов кардинально пересмотрела подход к проблемам людей с инвалидностью. В фокусе внимания теперь не отдельные нозологические группы или отдельные сферы жизни, а система государственной социальной поддержки инвалидов в целом. К сожалению, система вязнет в зазорах межведомственного взаимодействия огромного количества курирующих министерств и ведомств. Точка входа в эту систему – деятельность системы медико-социальной экспертизы, подчиненной Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Наша Комиссия вместе с отдельными пациентскими сообществами – Российским центром муковисцидоза, отделением Российского диабетического сообщества – проводит исследования частоты отказов и переосвидетельствований. Промежуточным результатом стало согласие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на пересмотр собственного приказа в сторону упрощения порядка присвоения инвалидности в отношении значительного количества нозологий. Это означает, что значительное количество детей при наличии определенных диагнозов будет получать инвалидность при первичном переосвидетельствовании сразу до 18 лет, а взрослые – ту или иную группу инвалидности бессрочно.

За неполные полгода наша Комиссия инициировала работу двух горячих линий. Одна была создана для вопросов о поступлении абитуриентов с инвалидностью в вузы. Это был один из первых опытов, когда вопросы решались сообща с органами власти – активно включилось в работу Министерство образования и науки Российской Федерации, благодаря чему практически на месте удалось разрешить большинство проблем. Самое важное, что почти 85 % обратившихся стали студентами вузов.

Одной из наиболее востребованных, судя по количеству обращений, стала горячая линия, посвященная проблемам деятельности медико-социальной экспертизы. Она функционирует в тесном взаимодействии с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Уже сейчас удалось пересмотреть часть решений на местах, и люди получили инвалидность или смогли повысить группу. Но самое главное, что эту инициативу начали подхватывать региональные общественные палаты. Так, в Оренбургской области члены Общественной палаты области и города Орска организовали горячую линию и анкетирование жителей по проблемам деятельности собственной медико-социальной экспертизы».

Все острее становится проблема отсутствия равного доступа к качественным социальным услугам и социально значимой инфраструктуре. В первую очередь это связано с низкой обеспеченностью социальной, медицинской и образовательной инфраструктурой отдаленных территорий, а также с сохранением старой системы, когда доступ к получению социальных услуг был возможен только по месту постоянной регистрации гражданина.

Так, например, Общественная палата Российской Федерации столкнулась с проблемой отказа * со стороны отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в получении пенсии по инвалидности по причине отсутствия у потенциальных получателей постоянной регистрации * . Общественная палата Российской Федерации занялась данным вопросом * , заручившись поддержкой Министерства юстиции Российской Федерации * . В результате были решены проблемы отдельно взятых людей. Кроме того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в настоящий момент пересматривает собственный приказ относительно необходимых документов и достаточных оснований для выплаты пенсии в отсутствие постоянной регистрации * .

Широкий резонанс вызывают вопиющие случаи равнодушия и беззакония, когда человек может умереть в очереди к врачу в поликлинике, онкобольному ребенку могут запретить посещать школу * .

Одной из самых незащищенных групп остаются люди с инвалидностью. Несмотря на поставленную государством задачу обеспечения инклюзии, негласные отказы учебных заведений в обучении детей с инвалидностью не исчезают. Перед ребенком-инвалидом закрывают двери лагерь или парк аттракционов*. Люди с инвалидностью из-за отсутствия доступной среды не могут жить полноценной жизнью и даже передвигаться по городу из-за отсутствия приспособленного транспорта.

Работодатели также не спешат трудоустраивать инвалидов: лишь 25 % инвалидов трудоспособного возраста трудоустроены * . Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поставило задачу увеличить этот показатель. В частности, 1–3 декабря 2017 года прошел III Национальный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс Проф», площадка, где встречаются представители бизнеса и потенциальные соискатели * .

Наталья Починок о чемпионате «Абилимпикс»
ОП РФ

Общественная палата Российской Федерации в 2017 году кардинально пересмотрела подход к решению проблем людей с инвалидностью. В фокусе внимания теперь не отдельные группы инвалидов или сферы жизни, а вся система государственной социальной поддержки инвалидов * , которая вязнет в зазорах межведомственного взаимодействия огромного количества курирующих министерств и ведомств.

Так, в Общественную палату Российской Федерации поступает огромное количество обращений и жалоб, связанных с необходимостью постоянного переосвидетельствования, непрозрачностью принятия решений при присвоении инвалидности и групп (для взрослых), хождением в течение нескольких месяцев между больницами и медико-социальной экспертизой.

Общественная палата Российской Федерации совместно с различными пациентскими сообществами (Российским центром муковисцидоза, отделениями Российского диабетического сообщества и другими) проводит исследования частоты отказов в подтверждении инвалидности и переосвидетельствований * . Промежуточным результатом можно считать согласие Министерства труда и социального развития Российской Федерации пересмотреть собственный приказ в сторону упрощения порядка присвоения инвалидности в отношении значительного количества болезней * . А 5 декабря во время встречи с представителями инвалидных общественных организаций в Российской государственной специализированной академии искусств Президент России В.В. Путин поддержал идею упрощения процедуры переосвидетельствования при определенных видах заболеваний, поставил задачу организации электронного документооборота между медицинскими учреждениями и системой медико-социальной экспертизы, а также призвал усилить общественный контроль за ее деятельностью и дал соотвествующие поручения министерствам и ведомствам * . Это означает, что значительное количество детей при наличии соответствующих диагнозов будет получать инвалидность при первичном переосвидетельствовании сразу до 18 лет, а взрослые – ту или иную группу инвалидности бессрочно * .

Если говорить о системе образования, то в целом сложилась ситуация, при которой российское бесплатное образование уже не совсем бесплатное (обязательные репетиторы, без которых не поступить в вуз, платные курсы * и поборы в школах * ); бесплатная медицина тоже не совсем бесплатная (пройти полноценное обследование в поликлинике невозможно без платных анализов и услуг, а с 1 января 2018 года изменяется порядок прохождения детского медосмотра – запланировано сокращение возможных бесплатных процедур для детей, а также отменят медосмотры в детских образовательных учреждениях * . Сложно понять, почему жители одного региона не могут быстро и беспрепятственно получить высокотехнологичную медицинскую помощь в другом регионе.

Крайне остро стоит проблема недоступности социальных услуг в сельской местности * : радиус доступности детского сада – 20 км, школы – 17 км, больниц – 85 км, фельдшерско-акушерских пунктов – 15 км.

Ситуация осложняется отсутствием дорог с твердым покрытием или дорогами в ужасном состоянии * , а также неотлаженной работой системы общественного транспорта: в некоторые отдаленные населенные пункты общественный транспорт не ходит вовсе * .

Михаил Киселёв. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов МИХАИЛ КИСЕЛЁВ:

«В силу своей активной деятельности я много езжу по стране и замечаю, насколько большая работа проделана по созданию доступной среды. Сегодня человек с особенностями может путешествовать на самолете. Лично на себе я проверил сервис «РЖД», который меня приятно удивил. Хотя, безусловно, еще есть над чем работать.

Сегодня уделяется большое внимание людям с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах, таких как спорт, культура, образование, здравоохранение; активно реализуется государственная программа «Доступная среда»; поддерживается параолимпийское движение; проводится конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Особое внимание уделяется вопросам полноценной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, вопросам их трудоустройства и доступа к реализации творческого потенциала. В стенах Общественной палаты Российской Федерации темы, связанные с равными возможностями людей с инвалидностью, являются одними из ключевых. Только в 2017 году был проведен круглый стол о доступности городского транспорта и работы служб социального такси, проведен мониторинг по вопросам доступности образования для молодых людей с инвалидностью, не говоря уже о многочисленных обращениях граждан по обозначенной тематике, которые Общественная палата Российской Федерации рассматривает в приоритетном порядке. Существует еще много вопросов, которые не затронуты, но требуют внимания и проработки.

Общественная палата Российской Федерации и дальше останется той площадкой, на которой будут подниматься чрезвычайно важные вопросы, открыто высказываться привлеченные эксперты, представители власти, бизнеса, инвалидного сообщества, для того чтобы выработать совместные решения улучшения жизни наших граждан и создания равных возможностей для всех».

* *

Качество образования в России

Современные модели образования, планирования карьеры и поиска работы не просто нуждаются в «косметическом ремонте» – необходим серьезный пересмотр образовательной парадигмы, понимание, каким будет работник будущего, чему его следует обучить, и какие навыки для обеспечения востребованности и успешности на рынке труда привить.

Другой важный вопрос – это качество социальных услуг. Например, образования. Способна ли действующая система образования обеспечить выпускникам востребованность на рынке труда будущего*?

Сегодня система образования не готовит кадры для экономики знаний, школа слабо восприимчива к необходимым изменениям, а высшее образование год от года теряет качество, хотя стало более доступным, чем раньше. В результате, 91 % работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников * .

Сложная ситуация складывается в российской науке. Проводимая на протяжении четверти века государственная научно-техническая политика была призвана обеспечить потребности ресурсно-ориентированной экономики. В соответствии с этим подходом наука не рассматривалась как ведущая производительная сила. На высшем государственном уровне неоднократно предпринимались попытки переориентировать экономику на инновационный путь развития: с начала века был принят ряд документов, направленных на это * , однако их реализация дала ограниченные результаты * .

До сих пор не решены вопросы ресурсного обеспечения науки. Имеются большие проблемы в организации научных исследований. Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы считается одной из низкоэффективных: плановые показатели достигнуты лишь на 69,6 % * .

Михаил Погосян. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки МИХАИЛ ПОГОСЯН:

«Работа Комиссии по развитию образования и науки связана с приоритетами, стоящими перед нашей страной в рамках реализации утвержденной Президентом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и в рамках цифровой трансформации. Большое количество мероприятий было посвящено разным направлениям этой работы. Мы рассмотрели итоги Единого государственного экзамена 2017 года и перспективы развития форм итоговой аттестации в школе. Особое внимание было уделено сетевому взаимодействию школ и вузов как основе повышения качества педагогического образования. Я считаю очень важным мероприятием конкурс, который проходил на базе Общественной палаты — «Директор школы». Надо сказать, что необходимость таких мероприятий обусловлена теми вопросами, которые сегодня волнуют общество. Чтобы услышать мнение конкретных людей, мы открыли две горячие линии – одну, посвященную вопросам ЕГЭ, а вторую для обсуждения проблемы сбора денежных средств в школе. Это тема, которая наших граждан очень волнует. В этом плане мы занимали активную позицию по защите интересов граждан.

Если говорить о законотворчестве, то в 2017 году мы рассмотрели в рамках «нулевых чтений» проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», которые связаны с совершенствованием деятельности государственных научных центров, и целый ряд других законодательных инициатив. Я думаю, что задача, которая стоит перед нами, связана с тем, что образование должно предвосхищать запросы и готовить базу для изменений, необходимых нашему обществу. На решение этой задачи и нацелена работа Комиссии по развитию образования и науки».

Людмила Дудова. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки ЛЮДМИЛА ДУДОВА:

«Вопросы развития образования и науки находятся в центре внимания Общественной палаты Российской Федерации и Комиссии по развитию образования и науки. Последней проделана серьезная работа в решении вопросов повышения объективности Единого государственного экзамена, который сдают все ученики за курс полной средней школы. Большое внимание также было уделено технологиям проведения экзамена и подготовке специалистов, а самое главное – обеспечению объективности оценки. Горячая линия, которая работает в Общественной палате Российской Федерации, дает возможность высказать претензии к объективности проведения экзамена и устранить те недочеты, которые мешают сделать его объективным.

В деятельности Комиссии эти вопросы находятся в центре внимания и сегодня. Второе направление связано с качеством учебной литературы, с предоставлением того дидактического материала, который объективно освещает вопросы истории и отвечает требованиям научности и доступности в изложении этого материала в учебных целях. Поэтому комиссия по-прежнему ведет большую работу, связанную с анализом учебной литературы.

И третье направление, которое и сегодня оказывается очень важным и общественно востребованным, связано с вопросами подготовки педагогических кадров. Круглые столы, которые прошли в последнее время, показывают, что к этим вопросам у общества сохраняются высокие требования. Особенно нас беспокоят незаконные сборы денежных средств в школах. Горячая линия комиссии, работавшая в 2017 году, подтверждает, что проблема затрагивает все российские регионы. Ближайшая пресс-конференция будет посвящена именно этим вопросам.

Надо сказать, что благодаря активной позиции Комиссии по развитию образования и науки, нам удалось решить вопросы, связанные с уточнением федеральных государственных образовательных стандартов, пересмотром требований к включению учебной литературы в федеральный перечень изданий, рекомендуемый для использования в учебном процессе, и снизить градус напряженности, обусловленный проведением итоговой аттестации, а также сформировать в обществе достаточно толерантное отношение к независимой оценке качества подготовки наших учащихся в общей школе».

Государственная политика по отношению к науке носит непоследовательный и противоречивый характер. Так, ликвидация академического сектора науки как системообразующего института инновационного развития не была предусмотрена никакими стратегическими документами. Реформа академического сектора науки не дала никаких улучшений, но явилась одним из факторов нарастания негативных процессов в науке, образовании, культуре.

Требует изменения не только закон «О науке и государственной научно-технической политике». Представляется, что вся законодательная система науки нуждается в существенной корректировке в плане обеспечения развития научно-технологического потенциала страны. Необходимо разработать и принять свод законов, регламентирующих все аспекты развития научно-инновационного комплекса.

Этому должны предшествовать разработка и принятие новой доктрины развития российской науки. На основе доктрины надо сформировать новую государственную научно-инновационную политику, ориентированную на достижение в долгосрочной перспективе мирового технологического лидерства.

В целом по стране снижается доступность получения населением качественных и безопасных для здоровья спортивных услуг.

*

Несмотря на большое число россиян, активно занимающихся спортом, количество государственных спортивных учреждений постоянно сокращается * , а система финансирования спорта государством недостаточно обоснована. Так, разница расходов на одного жителя в разных регионах более чем десятикратная. В результате часть граждан нашей страны ущемляются в реализации своего права заниматься физической культурой и спортом по месту своего проживания.

Так, в среднем на одного жителя (простого жителя, не спортсмена) в Российской Федерации по статье «физическая культура» в регионах тратится 2 881 рубль. Например, Брянская и Саратовская области, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Алтай в среднем тратят на физическую культуру для своего жителя около 500 рублей. Лидерами являются Ямало-Ненецкий автономный округ и Сахалинская область – около 13 000 рублей на одного человека. При этом закономерности по расходам и численности населения выявить не удалось. Москва – 4 500, Санкт-Петербург – 3 200, Чечня – 2 100, Татарстан – 6 800 рублей. Источник: Министерство спорта Российской Федерации *

Запрос на саморегулирование отрасли физической культуры и спорта

Происходит стремительный рост числа коммерческих спортивных организаций, в которых не осуществляется контроль качества оказываемых услуг, т.е. фактически услуги могут оказывать тренеры без профильного образования, разрешительных документов, находящиеся вне поля зрения надзорных органов власти. Кроме того, порой под видом клубов единоборств и «качалок» может происходить рекрутирование молодежи в криминальные группировки и экстремистские организации. Решение обозначенных проблем невозможно без тщательной проработки законодательного регулирования и развития саморегулирования отрасли.

Из-за отсутствия единой системы непрерывного физического воспитания * в полной мере не достигают своих целей разрозненные и нескоординированные усилия государства, граждан и общественных организаций по развитию спорта и укреплению здоровья граждан. В результате у нас:

*

Общественная палата Российской Федерации отмечает важность создания системы непрерывного физического воспитания * Национальной программы физического воспитания для граждан России, которая ляжет в основу разработки приоритетного проекта.

Остается актуальной проблема доступности учреждений культуры. Далеко не у всех жителей нашей страны есть возможность посмотреть кино на большом экране, воспользоваться библиотекой или добраться до дома культуры без вызова трактора * . Все это – следствие отсутствия на федеральном уровне критериев доступности учреждений культуры * .

Андрей Ковальчук. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия АНДРЕЙ КОВАЛЬЧУК:

«В 2017 году российское общество остро реагировало на конфликты в сфере культуры. Театральные постановки, кинофильмы, выставки, творчество отдельных режиссеров или целых коллективов становились предметом яростного общественного обсуждения, поводом для публичных акций, в сферу которых вовлекались профессиональные союзы творческих деятелей, религиозные организации, гражданские активисты, депутаты Государственной Думы. Все эти конфликты активно освещались в СМИ, социальных сетях, комментировались представителями органов государственной власти. Это повышало уровень напряженности в обществе и ставило под угрозу такие ценности, как свобода творчества, самовыражение.

Очевидно, что это стало следствием не всегда ответственной позиции некоторых творческих деятелей, работы которых вышли в общественное пространство. Об этом говорится в Докладе. Одновременно с ажиотажем и активным обсуждением скандальных тем повысился интерес граждан к сфере культуры в целом, увеличилось количество зрителей в музеях и на выставках, российское кино стало заметно популярнее, в театры не всегда можно купить билеты, а посещение целого ряда постановок становится событием. Конечно, я говорю в основном о Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. К сожалению, учреждения культуры в регионах ввиду недостаточного финансирования из местного бюджета и пресловутого остаточного принципа, а также не всегда продуманной и внятной концепции развития и администрирования не могут удовлетворить все запросы граждан.

Теперь о роли общественных организаций деятелей культуры в общественно-государственном партнерстве. Творческие объединения и союзы пока остаются нестабильными в своем финансовом положении, их работе мешают также внутренние проблемы. Но, несмотря на это, в них есть большой потенциал. И здесь нужно развивать взаимодействие общественных творческих организаций и государства на основе принятых положений Стратегии реализации ОГКП, в которых говорится о возможной передаче части государственных функций общественным объединениям, доказавшим за многие годы работы свою состоятельность. К очень важной положительной тенденции можно отнести и увеличение финансирования грантов и проектов в области культуры. Весной 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил проиндексировать гранты на культуру и искусство. Гранты, выделяемые учреждениям культуры на текущую деятельность, индексируют впервые с 2012 года, а список их получателей расширен. Реализовывалась программа кинофикации регионов, в соответствии с которой на переоборудование и открытие более 600 кинозалов по всей стране было выделено за последние два года 3,2 миллиарда рублей. За десять лет втрое сократилось количество людей, которые не могли посещать культурные мероприятия по месту жительства. Это и многое другое дает нам уверенность в том, что культура вновь оказалась в числе государственных приоритетов».

Денис Кирис. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия ДЕНИС КИРИС:

«В 2017 году в России прошло огромное количество событий и мероприятий в сфере культуры. Комиссия по культуре Общественной палаты Российской Федерации провела мониторинг «Доступ к культуре», направленный на анализ ситуации, сложившейся в малых городах и сельских поселениях сегодня. Предварительные итоги опроса показали крайне негативный результат: во многих регионах закрываются библиотеки и дома культуры, а то, что еще продолжает функционировать, требует почти везде капитального ремонта или замены инженерных систем; во многих малых городах и сельских поселениях люди вынуждены работать в ужасных условиях. Культура в регионах финансируется по остаточному принципу. Эту систему требуется кардинально менять, иначе мы потеряем то, что еще осталось. Также хотелось бы обратить внимание на резонансные события, связанные с коррупцией в сфере культуры.

Все это говорит о том, что система общественного контроля в сфере культуры в России носит формальный характер. Федеральный закон о противодействии коррупции не стал отлаженным механизмом общественного контроля в сфере культуры. Постоянно растет число уголовных дел, заведенных на руководителей бюджетных учреждений культуры. Многие направления финансирования, связанные с реставрационными работами, закупками для театров, распределением государственной поддержки в сфере кино, на сегодняшний день не являются понятными и прозрачными. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» породил замкнутую, порочную коррупционную схему. На недавнем Культурном форуме в Санкт-Петербурге Президент России Владимир Владимирович Путин выступил за изменение действующей системы госзакупок для учреждений культуры. По его мнению, она годится только для хозяйственных нужд, а для творческих потребностей ее применение неуместно.

Считаем, что Общественная палата Российской Федерации, а точнее наша профильная комиссия по культуре, должна создать совместно с Министерством культуры Российской Федерации, его общественным советом, новый эффективный механизм по противодействию коррупции в сфере культуры – комитет по противодействию коррупции в сфере культуры. Основной задачей комитета будет анализ действующей системы и нормативно-правовой базы в государственном финансировании всех сфер культурной деятельности и создании единого действующего механизма противодействия коррупции».

Кроме того, 85 % учреждений культуры сегодня финансируются из региональных бюджетов, и, к сожалению, по остаточному принципу. Весной 2017 года, впервые за последние пять лет, Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил проиндексировать гранты на культуру и искусство, список их получателей расширен. Неотложная задача – наладить работу общественного контроля в сфере культуры: необходимо четко понимать, на что идут выделяемые государством деньги, ведь в последнее время на слуху большое количество коррупционных скандалов в сфере культуры.

В целом Закон о культуре уже устарел – он ничего не регулирует и носит декларативный характер. Общественная палата Российской Федерации считает необходимым продолжить работу по обновлению этого закона.

Мониторинг доступности учреждений культуры

В 2017 году Общественная палата Российской Федерации начала вести мониторинг доступности культурных учреждений в субъектах РФ, по итогам которого будут подготовлены предложения по изменению системы финансирования учреждений культуры в регионах * .

Предварительные итоги мониторинга по 20 субъектам Российской Федерации не внушают оптимизма. Массово закрываются учреждения культуры – мы теряем то, что могли бы сохранить.

Такое положение вещей в социальной сфере препятствует обеспечению должного уровня социального комфорта * и не соответствует общепринятым нормам социальной справедливости. Вложения в интеллект, здоровье, знания и качество жизни граждан, то есть в человеческий капитал, являются главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний.

Сегодня существенно возрастает значение социальных и человеческих ресурсов в развитии страны в целом. Их мобилизация позволяет полнее и быстрее реагировать на разнообразные запросы различных слоев и групп, преодолевать бюрократические заторы, строить более органичные отношения между государством и обществом. Важно сфокусировать развитие страны на человеческое измерение, когда люди в своей повседневной жизни будут ощущать результаты больших социально-экономических и государственных (политических) перемен.

Такой подход требует качественно новой роли гражданского общества в развитии страны. Для решения новых задач необходимо взаимное и ответственное партнерство государства и гражданского общества. Именно партнерство, когда обе равноправные стороны вырабатывают общее понимание проблем, оценивают границы и возможности изменений и их последствий, берут на себя ответственность за совместно принятые решения. Такое партнерство подразумевает качественные изменения в деятельности всей системы государственных и муниципальных органов, в структурах гражданского общества. Это станет стратегическим направлением для работы Общественной палаты Российской Федерации и всего гражданского общества.