Гражданское общество

между властью и гражданином

Институты гражданского общества – институты демократии

Возможность граждан влиять на происходящее в стране – это основной показатель состоя­ния гражданского общества.

Иосиф Дискин. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ИОСИФ ДИСКИН:

«Ряд новых вопросов поднят в Докладе Общественной палаты Российской Федерации. Первый из них касается роли гражданского общества в осуществлении народовластия. Речь идет не только и не столько о совершенствовании избирательных процедур, об общественном контроле над этими процедурами, сколько о влиянии гражданского общества на осуществление квалифицированной и независимой экспертизы проектов законов и нормативных актов. Также важно нравственное влияние авторитетов гражданского общества, которые доносят чаяния народа, делают систему государственного управления, демократическую систему, более человечной, отвечающей нуждам и переживаниям народа.

Второе направление, которое непосредственно примыкает к повышению значимости и роли гражданского общества, его нравственного влияния, – это проблема нравственно-этического фундамента единства России. Когда мы говорим о единстве, речь идет о ценностях, нормах и представлениях, которые не зависят от религиозной, национальной, социальной принадлежности, от идейно-политических пристрастий. Здесь есть много того, что объединяет россиян. И важнейшую роль в этом играет упрочение нравственного фундамента. Нет такого фундамента – плохо работает вся система государственных и общественных институтов. Без такого фундамента не удается выработать интегрированную систему общественных интересов, не удается преодолеть противоречия. Когда у нас разные законы, ориентированные на разные ценности и интересы, то и возникают коллизии и противоречия, которые потом на практике трудно разрешимы».

Народовластие осуществляется через конституционно определенные демократические институты, через многочисленные формы взаимодействия самых разных сообществ, общественных объединений граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но не менее важен авторитет лидеров гражданского общества, их активность и профессионализм, общественная экспертиза и контроль.

В общественном сознании укореняются представления об общероссийском единстве. Речь идет о формировании общих для большинства россиян ценностей, норм и представлений, не зависящих от этнической и религиозной принадлежности, социального положения, идейно-политических ориентиров и пристрастий. С тем, что в нашем обществе существует общероссийское единство, согласны 44 % россиян. Этот показатель еще выше в высокообразованных и высокодоходных стратах * . При этом те, кто не разделяет это мнение, указывают в качестве причин отсутствия единства социальные различия, высокий уровень бедности. Это свидетельствует о том, что проблемы консолидации, сплочения лежат уже в области межнациональных или межрелигиозных отношений, но прежде всего в неоправданно высоком уровне имущественной, финансовой дифференциации, и недостаточных возможностях социальной интеграции и мобильности.

Со стороны общества есть выраженный запрос на создание площадок для равноправного диалога с властью.

Отсутствие диалога – прямой путь к росту социального напряжения. В последнее время заметно увеличилось число групп, пытающихся ставить собственные интересы выше интересов других сообществ и всего социума. Путь прямого противодействия этим попыткам неэффективен и подчас имеет обратный эффект: часть сообществ становится в своих требованиях еще более радикальной.

В 2017 году новыми задачами институтов гражданского общества стали противодействие деструктивному активизму, разъяснение того, что отстаивание своих взглядов в радикальной, экстремистской форме ведет к нарушению общественного порядка, подрывает стабильность в стране, противоречит конституционным правам граждан и ценностям российского общества.

Площадки диалога

В последние годы в России появилось много площадок для согласования интересов, поиска взаимоприемлемых решений органов власти и общества.

Александр Малькевич. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций АЛЕКСАНДР МАЛЬКЕВИЧ:

Комиссия при поддержке общественных палат субъектов Российской Федерации инициировала опрос региональных СМИ, направленный на выявление состояния, проблем и тенденций развития медиаотрасли в российских регионах. Этой осенью нам поступило почти пятьсот анкет из 67 субъектов Российской Федерации. Что-то для нас стало новым, не обсуждаемым ранее, что-то лишь подтвердило наши представления о состоянии СМИ в регионах. Вопрос о финансовой устойчивости на ближайшие два года показал, что 46 % всех СМИ, которые участвовали в анкетировании, оценили ее как «негативную» и еще 42 % – как «нейтральную». Таким образом, почти 90 % СМИ в регионах никаких экономических иллюзий не испытывают и достаточно тревожно относятся к своему финансовому будущему.

Еще один важный вопрос анкетирования – вопрос образования. Любопытно, что 59 % СМИ, которые приняли участие в анкетировании, главной проблемой для себя указали недостаточную квалификацию журналистов и лишь 20 % – административное давление со стороны властей. Таким образом, вопросы медиаобразования для наших коллег гораздо важнее проблем с властями.

СМИ часто не делятся с жителями позитивной информацией, которая исходит от НКО. Как признаются сами представители НКО, они не умеют себя «пиарить», «продавать», «продвигать» свой позитивный опыт. Даже ведущие региональные общественные организации нужно учить рассказывать о своих успехах и достижениях. Здорово, что в ноябре при Общественной палате Российской Федерации был создан координационный совет по региональным СМИ. Список задач, вопросов и проблем, которые идут к нам «с земли», во многом определит наш план работы, как минимум, на ближайший год.

Бурно обсуждается тема доступности муниципального телевещания для жителей. Пока речь идет о «22-й кнопке» в кабельных сетях для каналов в городах и районах с населением свыше 100 тысяч человек, а таких у нас в стране 169! В уходящем году цены на газетную бумагу возросли почти в трети российских регионов. Здесь необходим жесточайший мониторинг! Арендная ставка для киосков, продающих газеты и книги, в ряде регионов варьируется от 0 до 100 %. Киоски, распространяющие прессу, вынуждены закрываться, несмотря на свою социальную значимость, потому что это убыточный бизнес. Имеет смысл установить единый подход к арендной ставке, и в идеале, чтобы эта ставка была максимально низкой, для того чтобы у распространителей печатной продукции был стимул открывать такие киоски. Есть много вопросов к ФАС и Роскомнадзору, в разрешении которых требуется участие Общественной палаты Российской Федерации. Вопросы есть не только для СМИ, но и в отношении СМИ – например, в части ужесточения ответственности за клевету. При этом тех наших коллег, на кого оказывают давление власти, мы и впредь будем защищать».

Такими площадками служат и Общественная палата Российской Федерации, и общественные палаты субъектов Федерации, и Общероссийский народный фронт, и общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти, и институты уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей. Возникла сеть федеральных молодежных форумов: «Территория смыслов», «Таврида» и др. В 2010-е годы сформировались авторитетные площадки – Социальный форум России, Форум социальных инноваций регионов и др. Большой интерес гражданского общества вызывают форумы «Сообщество», которые проводит Общественная палата Российской Федерации.

Форум «Сообщество» – это открытая площадка для взаимодействия между обществом, бизнесом и властью. 2017 год показал: в нашей стране очень много небезразличных людей – тех, кто делает жизнь лучше, тех, кто действует. Именно поэтому Общественная палата Российской Федерации приняла решение переименовать форум активных граждан в форум тех, кто действует. Стране нужна не просто активность. Стране нужны дела. И деятельные люди у нее есть.

Форум «Сообщество». Финал.
ОП РФ

Сама Общественная палата Российской Федерации стала признанным институтом гражданского общества, одной из ключевых площадок для диалога активистов и представителей власти и бизнеса. По данным ВЦИОМ, в последние годы уровень общественного одобрения деятельности Общественной палаты Российской Федерации заметно вырос: в сентябре 2017 года ее деятельность в целом одобряли около 55 % россиян (в 2010 году – 24 %, в 2014 году – 38 %) * .

Важнейшим каналом взаимодействия гражданского общества с государством традиционно выступают СМИ. В информационной сфере в последние годы происходят кардинальные изменения: распространение получили новостные сервисы на интернет-платформах, которые технологически не предполагают даже создание сайта, – Телеграм-каналы, рассылки. Регулирование таких платформ по традиционным моделям невозможно, поскольку они не зарегистрированы как СМИ. На этом фоне продолжают терять аудиторию региональные СМИ, налицо определенный кризис доверия к профессии журналиста.

В итоге падает и финансовая устойчивость региональных СМИ. По результатам опроса Общественной палаты Российской Федерации, почти 90 % всех региональных СМИ с заметной тревогой оценивают собственное финансовое будущее. Еще один важный вопрос – профессионализм журналистов. Любопытно, что 59 % СМИ, принявших участие в анкетировании, указали на недостаточную квалификацию журналистов и лишь 20 % – на административное давление со стороны властей в качестве главной трудности в работе * .

Общественные палаты в регионах

В субъектах Российской Федерации площадками для диалога общества и государства стали региональные общественные палаты. Так, общественные палаты участвуют в экспертизе законопроектов, в осуществлении общественного контроля и формировании общественных советов.

Александр Точёнов. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации АЛЕКСАНДР ТОЧЁНОВ:

«Работа с регионами – одно из приоритетных направлений в деятельности Общественной палаты Российской Федерации. Региональные общественные палаты становятся площадками диалога власти с обществом. Так, общественные палаты участвуют в экспертизе законопроектов, в осуществлении общественного контроля и формировании общественных советов. В некоторых регионах общественные палаты пользуются предоставленным правом законодательной инициативы.

Усиливается роль Совета общественных палат в процессе межрегионального взаимодействия. Совет общественных палат России становится центром обмена опытом и поиска эффективных решений. В целях развития общественной дискуссии, сокращения дистанции между активистами и властью, усиления роли региональной общественной палаты стартовал и в ряде субъектов уже реализуется федеральный проект «#ЧТОНЕТАК». Важнейшей составляющей проекта является создание открытого дискуссионного клуба при региональной общественной палате. Данный формат позволяет работать как с организованными группами граждан, объединенными общими идеями, интересами, увлечениями, так и с каждым гражданским активистом, желающим участвовать в реализации своих идей и проектов по улучшению качества жизни, что значительно повышает авторитет и значимость общественной палаты в регионе. Найти баланс, учесть интересы всего общества и каждого гражданина – вот один из важнейших вызовов современности и главная задача региональных общественных палат и Общественной палаты Российской Федерации».

В некоторых субъектах Российской Федерации общественные палаты пользуются предоставленным правом законодательной инициативы.

Вместе с тем, как показывает практика, часто результаты деятельности общественных палат зависят от позиции глав регионов, от их отношения к гражданской активности.

В тех регионах, где губернатор хочет слышать голос общественности, общественные палаты играют заметную роль в представлении и отстаивании позиции различных групп населения. Так, в качестве регионов, где на площадке общественной палаты налажен постоянный диалог гражданского общества с властями, эксперты форумов «Сообщество» чаще всего называют Республику Татарстан, Республику Хакасию, Карачаево-Черкесскую Республику, Краснодарский и Ставропольский края, Белгородскую, Кировскую, Смоленскую, Тульскую и Ульяновскую области, Ханты-Мансийской автономный округ – Югру.

Интересные инициативы межсекторного партнерства появились в Республике Саха (Якутия), где развивается активность НКО в сельской местности; в Ярославской области предложения от органов власти по поддержке НКО даже превышают спрос от самих НКО. Общественная палата Калининградской области активно осваивает общественный контроль в сфере ЖКХ: на обсуждение выносятся многие актуальные вопросы состояния и развития этой важной для горожан сферы. Общественной палате Свердловской области удалось добиться консолидации волонтерских объединений региона. Интересная инициатива зародилась в Забайкальском крае, где общественная палата в преддверии ежегодного послания главы региона готовит «Гражданское послание» на основе предложений, поступавших от жителей края.

Однако во многих регионах общественные палаты по-прежнему не имеют собственной повестки, в диалоге с властями не «сопровождают» социальные конфликтные ситуации.

По данным мониторинга, проводимого Общественной палатой Российской Федерации в рамках форумов «Сообщество», менее половины участников форумов участвовали в мероприятиях региональных общественных палат, при этом подавляющее большинство участвовавших оценивает этот опыт скорее положительно * .

В целях сокращения таких разрывов и выработки совместными усилиями решений местных проблем Общественная палата Российской Федерации запустила в регионах проект «#ЧТОНЕТАК».

Прохожих на улицах Петрозаводска спрашивали, что не так в городе
ОП РФ

Проект уже стартовал в четырех регионах – Рязанской, Новгородской, Ярославской областях и Респуб­лике Карелия. В рамках проекта на площадках региональных общественных палат проводятся открытые круглые столы с участием глав субъектов Российской Федерации и широкого круга активистов, в  том числе и критически настроенных к региональной власти. Одновременно проводятся экспресс-­опросы прохожих возле уличной инсталляции хештега #ЧТОНЕТАК. За несколько часов собираются сотни ответов жителей, все они передаются губернаторам и мэрам – это тоже реальный механизм обратной связи.

Под эгидой региональных общественных палат открываются клубы – как постоянные дискуссионные площадки. В такой клуб приглашаются все гражданские активисты региона, журналисты, чиновники и представители бизнеса. Основная цель этих клубов – создание постоянной, прямой и эффективной связи между органами власти и всеми гражданами, независимо от их гражданской позиции, политических взглядов и социального статуса. При этом позиции региональной общественной палаты не ущемляются, а усиливаются. Результаты работы таких клубов уже видны: например, в Рязанской области после бурного обсуждения состояния заброшенного детского лагеря «Сказка» на средства местных предпринимателей начаты его восстановление и ремонт.

Как показывает практика, в настоящее время такие клубы – одна из самых востребованных и актуальных форм деятельности региональных общественных палат. Данный формат позволяет работать с организованными группами граждан, объединенными общими идеями, интересами и увлечениями, с каждым гражданским активистом, желающим участвовать в реализации своих идей и проектов по улучшению качества жизни.

Найти баланс, учесть интересы всего общества и каждого гражданина – вот одни из важнейших вызовов современности и главные задачи общественных палат субъектов Российской Федерации.Одним из вариантов укрепления самостоятельности общественных палат в регионах могло бы стать участие Общественной палаты Российской Федерации в их формировании, возможно, через законодательное закрепление квоты федеральной Общественной палаты при формировании каждой региональной палаты, а также через внедрение процедуры тайного голосования на альтернативной основе при избрании председателя региональной Палаты. Эти предложения заслуживают всестороннего обсуждения, как и в целом дискуссия о повышении эффективности и самостоятельности региональных общественных палат.

Кроме того, Общественная палата Российской Федерации планирует активнее использовать такой важный механизм взаимодействия и консолидации гражданского общества, как Совет Общественной палаты Российской Федерации по взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации (Совет общественных палат России). Расширенное заседание Совета состоялось 2 ноября 2017 года в рамках итогового форума «Сообщество» в Москве.

Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», вступивший в силу в январе 2017 года, установил новый порядок формирования региональных общественных палат, а также предоставил им дополнительные финансовые и организационные возможности для реализации общественных инициатив. Практика показывает, что таких возможностей больше у общественных палат, получающих постоянное финансирование из регионального бюджета, поэтому необходимо более четко прописать в законе вопрос о бюджетах региональных общественных палат.

Нельзя обойти вниманием муниципальные общественные палаты (советы). В большей части региональных законов, регулирующих деятельность общественных палат, в федеральном законе о региональных палатах порядок формирования муниципальных общественных палат (советов) не прописан. Тем не менее в 52 регионах такие палаты (советы) уже сформированы, в том числе в 16 регионах они работают во всех муниципальных образованиях * .

Оценивать результативность деятельности новых институтов гражданского диалога еще рано, но ясно, что региональным и муниципальным властям предстоит их развивать. И здесь не обходится без проблем. К примеру, в Ялте созданы две муниципальные общественные палаты – при главе муниципального образования и при главе администрации, которые плохо понимают друг друга. В то же время в регионах появляются и интересные практики деятельности подобных институтов. В Республике Коми проводится конкурс на лучшую организацию работы общественных советов муниципальных образований, по инициативе граждан начался процесс формирования общественных советов на уровне поселений * . В отдельных регионах, например в Московской области, в муниципальные палаты удалось привлечь активное местное сообщество, что меняет качество гражданского участия в местных делах. В ряде регионов возникла традиция проведения совместных заседаний региональной общественной палаты с муниципальными общественными палатами (советами). В Вологодской области региональная общественная палата выпустила сборник с лучшими социальными практиками муниципальных общественных советов и учредила для них премию «Общественные советы – лидеры гражданского общества Вологодской области» * .

Корень проблем в деятельности общественных советов при органах власти, общественных палат субъектов Российской Федерации и в муниципальных образованиях один: у органов власти нет никаких прямых обязательств перед такими институтами-посредниками. Решения общественных советов, палат, комиссий носят исключительно рекомендательный характер, отсутствуют механизмы действенного реагирования органов власти на запросы общественных организаций и инициативных групп, сформулированные, как правило, в виде резолюций мероприятий.

Общественные советы

Одним из основных каналов коммуникации гражданского общества с исполнительной властью должны стать общественные советы при федеральных органах исполнительной власти.

С 2016 года состав советов при федеральных органах исполнительной власти формируется на конкурсной основе по квоте от Общественной палаты Российской Федерации от Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Право выдвижения кандидатур в члены общественных советов получили профильные НКО.

Задача этих институтов гражданского представительства – ставить перед чиновниками наиболее острые, с точки зрения общества, вопросы, требующие ответственных решений. Не только обсуждать (и одобрять) инициативы самих министерств и ведомств, как это было до недавнего времени, а именно побуждать министерства и ведомства заниматься существенными проблемами той или иной отрасли.

Ольга Васильева и Валерий Фадеев об Общественном совете при Минобрнауки
ОП РФ
Владислав Гриб о масштабной «перезагрузке» общественных советов
ОП РФ

На практике же пока только отдельные советы перестроились и помогают ведомствам заниматься тем, что  волнует общество. Неслучайно в июне 2017 года Президент России В.В. Путин дал негативную характеристику предыдущей практике формирования общественных советов при министерствах и ведомствах. Он назвал работу по взаимодействию с советами «формальным, „броуновским“, никому не нужным движением» и выразил пожелание, «... чтобы это была содержательная работа, нацеленная на улучшение качества работы министерств и ведомств» * .

Сегодня существует только формальная оценка результатов деятельности общественных советов – по количеству проведенных мероприятий и их участников. Общественная палата Российской Федерации планирует изменить положение дел. С этой целью создана технологическая платформа для проведения регулярных конкурсов по избранию членов общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Общественная палата Российской Федерации видит свою задачу в том, чтобы подтолкнуть общественные советы к решению актуальных для людей вопросов. Также с активным участием общественных советов в Общественной палате Российской Федерации был подготовлен регламент оценки деятельности общественных советов.

Что касается деятельности общественных советов при региональных органах исполнительной власти, то здесь по-прежнему отсутствуют общие правила и подходы. По состоянию на 2016 год, в 45 регионах были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания общественных советов и формирующие основные принципы их деятельности. Однако практика формирования общественных советов зачастую остается непрозрачной, в них еще реже, чем в общественные палаты, попадают признанные лидеры местных гражданских сообществ. Как правило, органами исполнительной власти такие советы воспринимаются как обязаловка для чиновников, которые без того загружены работой. Подчас руководство регионов воспринимает общественные инициативы как негативную оценку собственным компетенциям и квалификации. Налаживанию взаимодействия мешает отсутствие культуры диалога как со стороны власти, так и со стороны гражданских активистов.

Но нередко общественные советы при органах власти субъектов Российской Федерации, в состав которых входят члены региональной общественной палаты, становятся эффективными площадками диалога. В ряде регионов при формировании общественных советов используется практика консультаций органов исполнительной власти с общественными палатами, в отдельных регионах составы всех общественных советов при исполнительных органах власти прошли процедуру согласования в Общественной палате. Можно рассмотреть инициативу и законодательно закрепить обязательное участие общественных палат в формировании составов общественных советов при территориальных органах власти * . Целесообразно установить также конкурсный порядок формирования общественных советов, основные требования к кандидатам и порядок их выдвижения.

Местное самоуправление

Институт местного самоуправления является гибридным: с одной стороны – это уровень публичной власти, с другой – институт гражданского общества.

Андрей Максимов. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию и местному самоуправлению АНДРЕЙ МАКСИМОВ:

«В Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2017 году много внимания уделено неформальной активности граждан, их самоорганизации, местному самоуправлению. Действительно, это те процессы, которые особенно важны, от них зависит развитие гражданского общества и то, как живет страна в целом. Потому очень важно, чтобы развивалось местное самоуправление. Но в 2017 году здесь мы видим разные процессы. С одной стороны, идет депопуляция во многих малых городах, в сельской местности: люди переезжают в большие города и агломерации. Это побуждает региональные власти объединять муниципалитеты, что лишает людей части инфраструктурных объектов. Мы знаем, что объединение муниципалитетов часто влечет за собой закрытие школ, почтовых отделений, отделений банков. А ведь в конкретных населенных пунктах продолжают жить люди! Очень важно взять эти процессы под общественный контроль и выработать определенные критерии для объединения муниципалитетов.

Однако есть процессы, которые внушают надежду. И они особенно заметны в 2017 году. Государство повернулось лицом к местным сообществам, реализуется масштабная программа формирования городской среды на основе обсуждения гражданами того, где должен быть парк, где должен быть сквер, где и в каком виде должно быть организовано конкретное общественное пространство. В 2017 году активно развивалось территориальное общественное самоуправление. Оно реализует конкретные проекты помощи определенным людям, благоустройства дворов и улиц, оно помогает людям выжить в беде, например, в случае наводнения. Это, несомненно, позитивные практики.

Однако в последние десятилетия наблюдается все большая бюрократизация местной власти, ее самоуправленческая природа в значительной степени утрачивается, при этом значительная часть управленческого ресурса муниципалитетов передается на региональный уровень. Все это способствует снижению интереса и доверия людей к местному самоуправлению, воспроизводит и усугубляет низкий уровень вовлеченности граждан в муниципальное управление.

Законодательство предусматривает разнообразные формы общественного участия в принятии решений на местах – это и референдумы, и публичные слушания, и правотворческая инициатива, и «нулевые чтения» законопроектов, и общественный контроль, и экспертиза, и оценка регулирующего воздействия актов. Большинство этих инструментов сегодня не работает. Мало кто хочет и может тратить свое время на участие в этих мероприятиях, граждане проявляют активность тогда, когда есть возможность на что-то повлиять. Пока же легче добиться решения конкретной проблемы на федеральном уровне, пробиться на прямую линию с главой региона или с президентом, чем участвовать в муниципальных заседаниях.

В 2017 году ускорились темпы укрупнения муниципальных образований. В 2016 году на муниципальной карте страны стало на 72 муниципалитета меньше, за пять месяцев 2017 года исчезло еще 193. В основном сокращение коснулось сельских поселений * . Основная причина – обезлюдение деревень и малых сел в результате «раскрестьянивания» их жителей. Серьезные риски в этой связи создает принятый в текущем году Федеральный закон от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», существенно изменивший принципы организации местного самоуправления и сделавший возможным объединение всех входящих в муниципальный район поселений в единый городской округ с упразднением поселенческих органов местного самоуправления. Поскольку критерии для таких территориальных преобразований законом не установлены, существуют обоснованные опасения, что в городские округа могут быть переформатированы любые муниципальные районы, в том числе имеющие преимущественно сельский характер, низкий уровень урбанизации и развития инфраструктуры. При этом вслед за лишением многих поселков, сел и деревень статуса административных центров поселений может последовать закрытие во многих из них важных инфраструктурных объектов – от отделений почтовой связи и банков до школ и участковых поликлиник.

Процесс укрупнения муниципалитетов, неравномерность расселения и концентрация населения в крупных городах и агломерациях не только обостряют проблему доступа населения к местному самоуправлению, но и приводят к отчуждению значительной части граждан от участия в решении локальных проблем. В 2017 году многие партии столкнулись с проблемой поиска кандидатов в депутаты сельсоветов. Люди не хотят идти в качестве кандидатов на выборы из-за невозможности реально влиять на ситуацию * .

На фоне падения интереса к работе органов местного самоуправления растет неформальная активность в решении местных проблем, формируются разнообразные городские и сельские сообщества.

В последние несколько лет на сельских территориях набирает силу движение сельских территориальных органов самоуправления (ТОС). Сельские ТОС возникают в поселениях, где в силу разных причин распались крупные предприятия и их не заместили фермерские хозяйства, остались не реализованными возможности развития несельскохозяйственных производств. Жители таких «брошенных деревень» с помощью механизмов самообложения и трудовых отработок стараются сберечь, отремонтировать оставшуюся инфраструктуру или же создать новые элементы благоустройства и памятные места * .

Евгения Уваркина. Доклад ОП РФ — 2017
ОП РФ

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию АПК и сельских территорий ЕВГЕНИЯ УВАРКИНА:

«В последнее время мы наблюдаем, что самоуправленческая природа власти на местном уровне в значительной степени утрачивается, при этом значительная часть управленческого ресурса муниципалитетов передается на региональный уровень. Все это влияет на снижение интереса и доверия людей к местному самоуправлению, воспроизводит и усугубляет низкий уровень вовлеченности граждан в муниципальное управление. Процесс укрупнения муниципалитетов, неравномерность расселения и концентрация населения в крупных городах и агломерациях не только обостряют проблему доступа населения к местному самоуправлению, но и приводят к отчуждению значительной части граждан от участия в решении локальных проблем. На фоне падения интереса к работе органов местного самоуправления растет неформальная активность в решении местных проблем, формируются разнообразные городские и сельские сообщества. В последние несколько лет на сельских территориях набирает оборот движение сельских территориальных органов самоуправления. Важным событием 2017 года стал запуск приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого отлаживаются механизмы прямого участия граждан в определении общественных пространств для благоустройства за счет федеральных средств. В первый год реализации проекта из федерального бюджета было выделено 25 миллиардов рублей, общий объем средств, вместе с софинансированием из региональных бюджетов составил 42 миллиарда рублей. Важнейшая задача проекта – дать людям почувствовать ответственность за свою собственность, помочь им понять, что благоустройство – это их проект, который они сами придумали и реализовали, а власть им в этом только помогала. В 2017 году удалось сдвинуть с мертвой точки идею возрождения института сельских старост. Общественная палата Российской Федерации писала о необходимости возрождения этого института в 2015 и 2016 годах. В 2017 году Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации определить правовой статус сельского старосты и гарантии его деятельности. Российский и международный опыт муниципального развития показывает: чем больше граждане вовлечены в процесс принятия решений на местном уровне, чем больше они удовлетворены качеством диалога в локальном сообществе, тем более продуктивным и конструктивным становится взаимодействие граждан с публичной властью регионального и федерального уровней».

ТОС «Городище – мой дом»

(деревня Городище Череповецкого района Вологодской области) создан в 2013 году. За это время жители общими усилиями добились немалых успехов. Кроме детской площадки и экологического фестиваля Green Rock в деревне заасфальтировали въезд и установили вышку сотовой связи. А еще взялись за восстановление храма Пресвятой Троицы на берегу Рыбинского водохранилища.

Большую часть проектов люди оплачивают сами. Чем может – помогает местная администрация. Сегодня ТОС в Городище – один из лучших в области.

По словам активистов ТОСа, результат его работы оказался эффективнее, чем ожидалось. Решая общие проблемы, люди не только улучшают жизнь своего села, но и воспитывают в себе ответственность.

В 2017 году ТОС «Городище – мой дом» удалось выйти в финал всероссийского конкурса «Мой проект – моей стране» * .

Сегодня важно направить эту энергию в том числе в органы местного самоуправления и реанимировать формы гражданского участия в их деятельности.

Важным событием 2017 года стал запуск приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого отлаживаются механизмы прямого участия граждан в определении общественных пространств для благоустройства за счет федеральных средств. В первый год реализации проекта из федерального бюджета было выделено 25 млрд рублей, общий объем средств вместе с софинансированием из регио­нальных бюджетов составил 42 млрд рублей. Важнейшая задача проекта – дать людям почувствовать ответственность за свою собственность, помочь им понять, что благоустройство – это их проект, который они сами придумали и реализовали, а власть им в этом только помогала.

Правительство России дало возможность регионам выбрать форму вовлечения жителей в проекты формирования комфортной городской среды. Многие регионы в рамках этой работы нашли очень интересные решения. Например, в Ростовской области разработан информационный портал с мобильным приложением. В Кировской области жителям предложен широкий спектр инструментов участия: от простого голосования до проектных семинаров и даже детских игр. В Саратовской области к обсуждениям дизайн-проекта «Благоустройство дворовых территорий и общественных пространств» привлекались не только жители, и представители бизнес-сообщества, активисты, эксперты, но и, что важно, специалисты архитектурных вузов и студенческое сообщество.

Социального эффекта от масштабных мероприятий по благоустройству можно достичь только в том случае, если местные сообщества по-настоящему включены в принятие решений: какие общественные пространства, парки, набережные, улицы и дворы будут приводиться в порядок, и какие изменения городской среды действительно нужны людям, а не чиновникам.

Серьезное развитие в последние годы получило инициативное бюджетирование, понимаемое как совокупность практик вовлечения в бюджетный процесс граждан, объединенных общей идеологией гражданского участия. Развивается государственная активность по вовлечению жителей в выбор проектов, финансируемых за счет средств бюджета, и последующий контроль реализации отобранных проектов. В 2016 году объем региональных субсидий на реализацию программ инициативного бюджетирования составил 5,1 млрд рублей (в 2015 году – 1,4 млрд рублей). Общая стоимость проектов инициативного бюджетирования в 2015 году составляла 2,4 млрд рублей, в 2016 году – 7 млрд рублей. Количество реализованных проектов выросло с 2 657 до 8 732 (в 3,3 раза). Решения о запуске программ инициативного бюджетирования приняты в 47 субъектах Российской Федерации. Все чаще финансирование проектов инициативного бюджетирования происходит не только из бюджетов субъектов Российской Федерации, но и за счет муниципальных бюджетов. В 2015 году подобные проекты были реализованы в таких городах, как: Пенза, Череповец (Вологодская область), Сосновый Бор (Ленинградская область), Якутск (Республика Саха), а в 2016 году к ним добавились Новоуральск (Свердловская область), городские округа Ульяновской области, Боровск (Калужская область), Магнитогорск (Челябинская область), Железногорск (Красноярский край).

В 2017 году удалось сдвинуть с мертвой точки идею возрождения института сельских старост. Общественная палата Российской Федерации писала о необходимости возрождения этого института в 2015 и 2016 годах * . В 2017 году Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации определить правовой статус сельского старосты и гарантии его деятельности * . В то же время некоторые эксперты отмечают, что институт сельских старост не должен полностью заменить существующие поселенческие органы местного самоуправления, поскольку не уверены, что сельские старосты будут способны профессионально решать вопросы местного значения * .

Тем не менее у населения есть запрос на укрепление института муниципальной власти. Сегодня 65 % россиян поддерживают идею выборности в регионах глав городов, муниципальных районов и сельских поселений путем всенародного голосования. Большинство опрошенных социологами в той или иной мере положительно относятся к идее проведения региональных референдумов вместе с президентскими выборами, к принятию региональных законов, фиксирующих выборность местных властей путем всенародного голосования, и готовы поддержать такие законы * .

Российский и международный опыт муниципального развития показывает: чем больше граждане вовлечены в процесс принятия решений на местном уровне, чем больше они удовлетворены качеством диалога в локальном сообществе, тем более продуктивным и конструктивным становится взаимодействие граждан с публичной властью регионального и федерального уровней.